Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
10. Миль Ми-14 "Элиминатор" (Ми-14ПЖ)

Изготовитель: ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» и «Аэротек» (Россия, Германия)
Статус: серийное производство прекращено




В середине шестидесятых годов Военно-морской Флот СССР ощутил острую необходимость в специализированном противолодочном вертолете, построенном на базе хорошо зарекомендовавшей себя машины. В 1967 году такой вертолет был создан. Им стал Ми-14, построенный на базе вертолета Ми-8, но оснащенный более мощными двигателями ТВЗ-117. Фюзеляж Ми-14 выполнен по типу «амфибия» с двумя поплавками бочкообразной формы по бокам. Существенным отличием Ми-14 от других вертолетов является универсальность рулевого винта, с помощью которого осуществляются как воздушные, так и морские маневры, включая развороты на плаву. Ми-14 может выполнять боевые задачи по высадке морского десанта. Оборудование вертолета такое же, как и Ми-8, но отличается наличием многорежимной РЛС и буксировочно-загрузочного устройства.

На Ми-14ПЛ установлено РЛС 12-М, опускаемая гидроакустическая станция «Ока-2», магнитный обнаружитель АПМ-60, КВ радиостанция Р-842-М, УКВ радиостанция Р-860, радиовысотомер РВ-З, радиокомпасы АР К-9 и АРК-У2, доплеровский измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б, система автоматического управления САУ-14. Ми-14ПС несет 10 спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную одновременно поднять трех человек, оснащен прожекторами.

Практический потолок Ми-14 составил 3500 м, статический потолок – 1600 м. Запас топлива 1450 л в основном баке и 1420 л в дополнительных. Продолжительность полета вертолета, с полной заправкой и крейсерской скоростью 215 км/ч - около 6 часов.

Выпущено несколько модификаций Ми-14. Вертолеты поставлялись в Кубу, Ливию, Румынию, Югославию, Польшу, Болгарию, КНДР, Сирию и Вьетнам. Вертолет предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок, может использоваться для проведения поисково-спасательных операций.

В настоящее время, МВЗ им. М.Л. Миля совместно со своими казанскими коллегами разрабатывают новые варианты военных и гражданских модификаций Ми-14. Замена спецоборудования, внутренняя перекомпоновка фюзеляжа с одновременным капи­тально-восстановительным ремонтом силовой установки и других жизненно важных элементов вертолетов будут осуществляться при весьма умеренных материальных затратах.

Ми-14 «Элиминатор» (Ми-14ПЖ) – противопожарный вертолет, созданный германо-российской фирмой «Аэротек» при участии МВЗ в 1993 г. на базе Ми-14БТ. Оборудованный помпами и внутренними баками емкостью 5000 л, вертолет может забирать с помощью подвесной системы заправки воду при приводнении или на режиме висения, а затем освобо­ждаться от нее над пожаром путем раскрытия герметичных створок бомболюка. Несколько лет эксплуатации Ми-14 «Элиминатор» при тушении пожаров в Европе, показали его высокую эффективность.

Подвесная система заправки позволяет вертолету в режиме висения над любым водным источником глубиной до 0,3 м заполнить пожарный бак в течение 1,5-2 минут. Время сброса воды залпом не более 3 секунд, и в управляемом режиме 15 секунд.

Летные и пожарные характеристики Габариты, массы и силовая установка
Экипаж: 2-3 человека
Полезная нагрузка: 5500 кг груза
Дальность полета: 935 км
Максимальная скорость: 230 км/ч

Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 5000 л
Количество баков: 1
Время заправки баков: 1,5-2 мин.
Время слива: 3-15 сек
Размеры:
Длина: 18,38 м
Высота: 6,93 м
Диаметр несущего винта: 21,29 м
Диаметр хвостового винта: 3,91 м

Масса:
пустого - 11750 кг
максимальная взлетная - 14000 кг

Силовая установка:
Тип двигателя: 2 ГТД Климов ТВ3-117МТ
Мощность: 3646 л.с. (2908 кВт)