Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
13. Мягкие водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-5А (для Ми-8, Ми-8МТ, Ми-17 и Ка-32)

Изготовитель: НИИ AУС совместно с ВНИИ ПАНХ ГА и «Авиалесоохраной«(Россия)
Статус: серийное производство




В 1995 году НИИ AУС (г. Феодосия) совместно с ВНИИ ПАНХ ГА (г. Краснодар) и "Авиалесоохраной" спроектировали, провели экспериментальную отработку и начали серийное изготовление мягкого водосливного устройства ВСУ-5, с изменяющимся объемом емкости от 1,3 до 2,5 и от 3 до 4,5 куб.м, для вертолетов типа Ми-8МТ (МТВ, АМТ) и Ка-32. Оболочка водосливного устройства ВСУ-5 представляет собой 2-слойную, нежесткую в вертикальном направлении емкость. Жесткость оболочке, около верхнего отверстия, придает специальный элемент кольцевой формы. Оболочка в нижней части оснащена вторым металлическим кольцом меньшего диаметра, определяемого необходимой величиной секундного расхода сливаемой воды. В изделии ВСУ-5 сливной патрубок сконструирован таким образом, что в процессе погружения оболочки он автоматически открывается и позволяет воде заполнять оболочку снизу.

ВСУ-5 обладает следующими преимуществами перед зарубежными аналогами:
  1. За счет отсутствия жесткости оболочки в продольном направлении и специфического процесса заполнения водой, изделие ВСУ-5 обеспечивает возможность наполнения емкости водой из достаточно мелких водоемов (глубиной 0,7 - 1,0 м).

  2. Система рифления (система для регулировки объема оболочки) в ВСУ-5 сконструирована более рационально и позволяет регулировать объем оболочки в пределах до 50%.

  3. ВСУ-5 легко разбирается на составные элементы, каждый из которых имеет массу не более 40 кг. Водонесущая мягкая емкость ВСУ-5 состоит из двух оболочек, решающих разные задачи. Внешняя оболочка, состоящая из капроновой основы, каркасированной кольцевыми и радиальными лентами, выполняет "силовую" функцию. Вторая (внутренняя) оболочка-вкладыш, выполненная из прорезиненной капроновой ткани, решает задачу герметизации.

В конструкции водосливного устройства ВСУ-5 предусмотрена возможность регулирования объема огнегасящей жидкости (ОЖ) в зависимости от типа вертолета и, соответственно, его грузоподъемности. В первом варианте рифление (регулирование) оболочки ВСУ сконструировано на объемы: 1,3; 2,0; 2,5 куб. м, (преимущественное применение на вертолетах Ми-8Т, Ми-8МТ). Во втором - 3,0; 4,0; 4,5 (вертолеты Ми-8МТВ, Ка-32).

Модернизированные ВСУ-5А имеют улучшенные эксплуатационные характеристики:
  • сокращено с 40 до 20 сек., время подготовки 8СУ к следующему забору воды после слива и увеличена скорость с 60 до 120 км/час, при которой происходит закрытие сливногоклапана емкости. Сокращение времени закрытия осуществлено за счет введения в конструкцию устройства BCY-5A, дополнительного пружинного механизма и установки электродвигателя большей мощности (38 ватт вместо 16 ватт). Оба эти параметра очень важны, т.к. позволяют эффективно работать вертолету при малых расстояниях от водоема до пожара, а также "уходить" после слива ОЖ с набором скорости, что повышает безопасность выполнения операций.

  • сокращен расход ОЖ с 900 л/с до 600 л/с.

  • в состав комплекта ВСУ-5А введена ленточная стропа ЛС-5А, позволяющая отказаться от установленных полугодовых испытаний стропы на прочность статической нагрузкой 15 тонн. В этом случае испытание на прочность заменяется проверкой технического состояния стропы с той же периодичностью. Ленточная стропа ЛС-5А имеет длину 20 метров, изготовлена из лент ЛТсвм-48-6000, из синтетического высокомолекулярного материала (СВМ), обеспечивая грузоподъемность 5 тонн при разрывной нагрузке 30 тонн. Для улучшения ремонтных условий ВСУ-5А, мягкая оболочка сделана разборной, т.е. герметизирующий вкладыш, который наиболее подвержен повреждениям, сделан съемным, что позволяет при необходимости в полевых условиях осуществлять его замену.

  • значительно облегчен также ремонт как внешней, так и герметизирующей оболочек.

ВСУ-5 на тушении лесных пожаров применяется, для:
  • тушения низовых лесных пожаров;
  • заполнения наземных резервуаров водой в районе пожаров.


Параметры смоченной полосы, при сливе 3000 л воды с ВСУ-5, в сосновых насаждениях
в зависимости от полноты древостоя и скорости полета, составят:


Характеристика смоченной полосы Среднеполнотные насаждения Высокополнотные насаждения
Длина, м50 км/ч
50
70 км/ч
60
50 км/ч
50
70 км/ч
60
Щирина, м1211 1212
Средняя дозировка, м23,52,8 2,82,2


В 1996-1998 гг. ВСУ-5 прошло производственную проверку по определению эффективности тушения лесных пожаров и отработке наиболее рациональных приемов их тушения в Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Красноярском крае. В Волгоградской области данное устройство применялось при ликвидации пожара на нефтеотстойнике. Его высокая эффективность проявилась при тушении пожаров в г. Москве, в том числе в центральной части города с высокой плотностью застройки. Осенью 1998 года БСУ-5 использовалось подразделениями МЧС России при тушении лесных пожаров на Северном Кавказе. Использование водосливных устройств для тушения лесных пожаров, находит все большее понимание и признание среди работников лесной охраны РФ. В 1999 году ВСУ-5 применялись в 8 авиабазах на тушении 55 лесных пожаров, совершено 1415 сливов. Особенно успешно подавлялись пожары с помощью ВСУ-5 в Вологодской области, где наблюдалась чрезвычайная горимость лесов. Во многом благодаря активному использованию ВСУ-5 удалось остановить пожары на подступах к населенным пунктам. О высокой производственной эффективности ВСУ-5 при тушении пожаров (лесных, степных, объектовых) говорит и факт их широкого применения в 1999 году авиационными подразделениями МЧС России и другими авиакомпаниями как в России, так и за рубежом.

Удельные затраты на доставку 1 тонны воды (ОЖ) к месту пожара в «Авиалесоохране» фактически составили в среднем:
  • самолетом-амфибией Бе-12П - 2400 руб.

  • самолетом-танкером Ан-2П - 1900 руб.

  • ертолетом Ми-8Т с ВСУ-5 - 660 руб.
Следует также иметь в виду, что регулируя скорость вертолета при сливе ОЖ на кромку пожара или создания заградительной полосы перед фронтом огня, можно увеличивать и уменьшать дозировки воды или ОЖ на земле, что невозможно осуществить самолетами-танкерами. Такой же объем жидкости, сброшенный с самолета, будет иметь в 1,5-2 раза большую длину и ширину и соответственно меньшие дозировки ОЖ на земле. Исследованиями и практикой применения установлено, что даже при незначительных добавках некоторых смачивателей и пенообразователей в объеме 0,3 - 1,0 % эффективность подавления огня повышается более чем в 2 раза. В настоящее время коллективом специалистов и ученых СПбНИИЛХ, Краснодарского НИИ ПАНХ ГА, ЗАО «Техноэкос» и Авиалесоохраны разрабатывается устройство для подачи смачивателей и пенообразователей в ВСУ-5А.