Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
2. Антонов Ан-3Т

Изготовитель: ОКБ им. О. К. Антонова и ГО «Полет» (Россия)
Статус: серийное производство




Легкий многоцелевой самолёт Ан-3, созданный киевским Авиационным научно-техническим комплексом имени O.K. Антонова, является дальнейшим развитием и модернизацией широко известного самолёта Ан-2, эксплуатирующегося во многих странах мира на протяжении 50 лет. Всего заводами в СССР, Польше и Китае было выпущено более 15500 самолётов Ан-2. Свыше 6000 самолётов Ан-2 успешно эксплуатируются в настоящее время в различных труднодоступных районах: в горах, пустынях, африканских саваннах, южноамериканских сельвах и Заполярье. Отличительной особенностью самолёта Ан-2 являются его простота, высокая надежность, неприхотливость и возможность эксплуатации с грунтовых, площадок длиной всего в 400 м. Самолёт Ан-2 сертифицирован во Франции, Бразилии, в Польше и Китае (производится в настоящее время).

Первый полет на прототипе Ан-3 состоялся 13 мая 1980 г. В середине 80-х гг. самолет успешно прошел государственные испытания. Модернизацию ранее выпущенных Ан-2 по образцу Ан-3 планируется производить в Омском Государственном аэрокосмическом объединении «Полет».

Модернизация заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР (N=1000 л.с.) на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (N=1375 л.с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17 и регулятором оборотов Р-17; в изменении компоновки кабины экипажа и т.д. В самолете установлены системы обогрева и вентиляции, изменено электротехническое и пилотажно-навигационное оборудование, централизованная система сигнализации, новая противопожарная система, предусмотрено применение навесного широкозахватного сельхозоборудования и аппаратуры ультра малообъемного распыления.

Модернизация самолета позволила:
- в 1,2 раза увеличить коммерческую нагрузку, в 1,3 раза - скорость полета и в 1,85 раза- скороподъемность самолёта;
- повысить надежность и безопасность полетов;
- обеспечить комфортные условия экипажу, снизив уровень шума и вибрации в кабине, сделать удобным вход в нее;
- сохранить возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной 400 м на высоте до 2000 м. над уровнем моря;
- улучшить экономические показатели: производительность самолёта увеличилась в 1,5 раза, стоимость топлива уменьшилась в 2-3 раза, расход масла сократился в 25 раз;
- обеспечить запуск двигателя без подогрева при температуре до -25°С, (при применении синтетического масла до -40°С).

Совместным решением Министерства транспорта РФ и Российского Авиационно-космического Агентства от 10 ноября 2000 года номер 67-рт ЮБ-24 самолёт Ан-3Т допущен к эксплуатации в Гражданской авиации РФ.

Самолет имеет максимальную высоту полета, 3900 м, максимальная масса заправляемого топлива плотностью 775 кг/м 3кг(л) 1271(1640), расход топлива 0,8-1,0 кг/км.
Лесопожарный самолёт Ан-3Т при сбросе воды с высоты 20 м на скорости 160 км/ч создает смоченную полосу длиной 70-90 м и шириной 3-4,2 м, при степени увлажнения 1 л/м2. Заправка самолёта производится от пожарной машины.

Сравнение показывает, что по производительности при тушении пожара (га/ч) Ан-ЗТ существенно превосходит Ан-2П и зарубежные аналоги: площадь смачиваемой полосы за один пролет в 1,4 раза больше, чем у Ан-2П, в 1,9 раза больше, чем у PZL M-18A, и в 1,25 раза больше, чем у АТ-503.

27 января 2003 года первые два пожарных Ан-3Т были переданы «Авиалесоохране». Данные самолеты были модифицированы в ПО «Полет» (г. Омск), где намереваются производить их серийно. Переданные машины не являлись специализированными пожарными самолетами танкерами, а будут использоваться для авиапатрулирования и высадки пожарных-парашютистов. По прогнозам специалистов стоимость пожарной модификации данного самолета будет составлять 800-850 тыс. долл. США при создании машины с нуля и 400-500 тыс. долл. США при переделке из уже готового самолета Ан-2. Приблизительно 30% от цены нового самолета Ан-3 приходится ТВД-20 на двигатель.

Летные и пожарные характеристики Габариты, массы и силовая установка
Экипаж: 1-2 человека
Полезная нагрузка: 1800 кг груза или 13 пассажиров
Дальность полета: 800 км
Максимальная скорость: 290 км/ч

Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 1800 л
Количество баков: 1
Скорость при сбрасывании: 150-170 км/ч
Минимально возможная высота при сбрасывании: 20 м
Время заправки баков: н.д.
Время слива: н.д.
Размеры:
Длина: 13,96 м
Размах крыла: 18,18 м
Высота: 4,93 м

Масса:
пустого - 3615 кг
максимальная взлетная -5800 кг

Силовая установка:
Тип двигателя 1 ТВД-20
Мощность: 1375 л.с.(1010 кВт)