5. Бериев Бе-12П
Изготовитель:Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО) и ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»(Россия)
Статус: серийное производство прекращено
Противолодочный самолет-амфибия Бе-12
создавался во второй половине 50-х годов для замены устаревшей модели летающей
лодки Бе-6. Первый полет опытного экземпляра Бе-12 состоялся 18 октября 1960 г.
Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями
АИ-20Д мощностью по 5180 л.с. При полной заправке топливных баков
продолжительность полета Бе-12 (с грузом в 5000 кг на высоте 1500 м) составляет
8,3 часов с крейсерской скоростью 460-480 км/ч. Максимальная высота полета –
8000 м. Для взлета и посадки на аэродром самолету Бе-12 необходима ВВП длинной
не менее 2300 м, и водная акватория в 2000 м.
Всего в 1963-1973 гг. на авиационном заводе в Таганроге было построено около 150 самолетов Бе-12
противолодочной обороны Бе-12, долгое время эксплуатировавшихся в авиации ВМФ
Советского Союза и морской авиации нескольких зарубежных стран. После распада
СССР четыре самолета Бе-12ПС остались в Азербайджане, тринадцать Бе-12 и один
Бе-12ПС были переданы Вооруженным Силам Украины после раздела Черноморского
флота. В России на 1996 г. около сорока Бе-12 эксплуатировались в боевых частях
и еще 22 самолета находились в резерве.
После начала массового списания Бе-12 с вооружения, была развернута программа переоборудования самолетов, имеющих
значительный остаточный ресурс, - в народнохозяйственные варианты – Бе-12НХ
(транспортный и многоцелевой, 1992 г.) и Бе-12П (противопожарный,
1992 г.). На базе последнего был создан опытный противопожарный
самолет-амфибия Бе-12П-200 с комплектом противопожарного оборудования,
предназначенного для установки на новый самолет-амфибию Бе-200.
На пожарном Бе-12П-200 были установлены две емкости общим объемом на 6 м3,
каждая из которых разделена на две равные части и имеет створки для сброса
воды. Набор воды в емкости системы пожарного оборудования самолет-амфибия может
производить на акватории морей, озер и рек, на скоростях глиссирования близких к
взлетным (0.9-0.97 от скорости взлета). Самолет способен приземляться и
взлетать с водоемов глубиной не менее 2 м и высоте волн не более 0,8 м. Также
предусмотрена возможность заправки пожарных баков от наземных источников, в
условиях аэродромного базирования.
Самолет-амфибия Бе-12П-200 прошел испытания в 1996 году и в дальнейшем, в пожароопасные сезоны
1997-1998 гг., эксплуатировался в условиях реальных лесных пожаров. Наряду
с выполнением полетов по тушению лесных пожаров самолет демонстрировался на
международных выставках: Геленджик-96; МАКС-97; Геленджик-98; Берлин Эйр Бридж;
МАКС-99 и др.
Осенью 1998 года по приглашению Турецкой Республики, самолет-амфибия Бе-12П-200 успешно
выполнил демонстрационные полеты (с забором воды на глиссировании и ее
последующим сбросом) над акваторией Анталийского залива (г. Анталья, Турция).
Начиная с 1993 года тушение лесных пожаров самолетами Бе-12П и Бе-12П-200 проводились в Красноярском крае с
забором воды из Красноярского водохранилища, в Иркутской области с забором воды
из озера Байкал, Иркутского, Усть-Илимского и Братского водохранилищ. При
борьбе с пожарами в районе городов Геленджика и Ялты забор воды осуществлялся
из акватории Черного моря, в Ростовской области - из Цимлянского водохранилища,
при тушении тундровых пожаров на Чукотке - из озера Красное.
Кроме того, данные самолеты-амфибии использовались при тушении пожаров в
окрестностях Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Советской Гавани, в
Якутии и на Сахалине.
В период 1993-1999 гг. этими самолетами произведено более 3000 сбросов воды на пожары,
полностью потушено около 160 лесных пожаров и свыше 350 локализовано.
Всего было переоборудовано в пожарные 5 самолетов:
четыре экземпляра в Бе-12П, и один в Бе-12П-200. Один из Бе-12П был
впоследствии списан из-за произошедшей аварии. Причиной случившегося стало
попадание постороннего предмета в двигатель самолета, 14 июля 1992 года, во время
забора воды из р. Дон, недалеко от станции Вешенская. От случившегося, самолет
выскочил на берег и впоследствии был эвакуирован в г. Таганрог на внешней
подвеске вертолета Ми-26. К счастью, никто не пострадал.
Всего из 143 серийно построенных Бе-12, в результате аварий и катастроф с 1964 по 1995 г.
было потеряно только 10 самолетов-амфибий. Для сравнения из 21 созданной
японской летающей лодки PS-1.
с 1972 по 1989 г. было утеряно 6 самолетов.
Изначально (согласно постановлению правительства РФ №620, от 1 июля 1994 г.) планировалось
переоборудование в пожарные дополнительно еще 8 самолетов Бе-12 из состава
авиации ВМФ, но постоянное недофинансирование лесного хозяйства не позволило
реализовать этот план.
Себестоимость часа тушения с помощью Бе-12П составила 1500 долл. США (данные по ценам
1993-1995 гг.). Средняя производительность сброса воды с помощью данного
пожарного самолета – 25 тонн/час, при удалении от водоема до пожара в 100 км.
Летные и пожарные характеристики |
Габариты, массы и силовая установка |
Экипаж: 4 человека
Полезная нагрузка: 6000 кг груза или 30 пассажиров
Дальность полета: 1500 км
Максимальная скорость: 560 км/ч
Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 6000 л
Количество баков: 2 (Бе-12П-200 – 4)
Скорость при сбрасывании: 230-240 км/ч
Минимально возможная высота при сбрасывании: 40 м
Время заправки баков: 20-25 сек. (Бе-12П-200 – 12-15 сек)
Время слива: регулируемое, залповый сброс 2 сек.
|
Размеры:
Длина: 26,51 м
Размах крыла: 30,00 м
Высота: 7,4 м
Масса:
пустого - 25500 кг
максимальная взлетная - 19730 кг
при взлете с суши - 17100 кг
при взлете с водной поверхности)
Силовая установка:
Тип двигателя: 2 ТВД АИ-20Д
Мощность: 5180 л.с.(кВт)
|
|