Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
6. Бериев Бе-200

Изготовитель:Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО) и ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»(Россия)
Статус: серийное производство




Самолет Бе-200 разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева. Для осуществления программы по созданию данного самолета образовано совместное предприятие ЗАО «БЕТА ИР», в состав которого входят Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО), ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и швейцарская фирма «ИЛТА Трейд Файненс С.А.». Первый экземпляр прошел летные и сертификационные испытания в 1998 году в Иркутске, а затем в Таганроге.

Самолет-амфибия Бе-200 – высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением, лодкой большого удлинения, герметичной кабиной, оснащенный двумя турбореактивными двигателями Д-436ТП, разработанными ЗМКБ «Прогресс» и построенными Запорожским моторостроительным предприятием «Мотор-Сич», имеющим международный сертификат на производство ГТД Д-36 серий 1 и 2А. Двигатели установлены на пилонах над крылом, что исключает попадание в них воды при взлете и посадке. Предусмотрена возможность установки по желанию Заказчика двигателей типа BR-715 (BMW-Rolls Royce). Салон самолета оборудуется совместно с фирмой AIM AVIATION (FLITEFORM), Великобритания.

Самолет Бе-200 оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом «АРИА-200», совместной разработки и производства российско-американского предприятия АРИА (Научно-исследовательский Институт Авиационного Оборудования и AlliedSignal Aerospace). Комплекс создан на основе специальных микропроцессорных систем и обеспечивает навигацию и управление полетом в сложных метеорологических условиях, а также автоматический анализ, контроль и запись работы бортовых систем в полете и на земле. ARIA-200 позволяет самолету в режиме автоматического пилотирования заходить на посадку на аэродромы, оборудованные инструментальной (ILS) системой посадки по 1 и 2 категории ICAO. Приборная доска самолета Бе-200 оснащена многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами.

Кабина пилотов разработана с учетом современных требований эргономики. Ее особенностью является установка вместо традиционных штурвалов - «истребительных» ручек управления. Дублирование ручки управления двигателем позволяет полностью сосредоточить управление самолетом в руках одного из пилотов, что значительно повышает безопасность при посадке на акватории или слабо оборудованные аэродромы.

Самолёт-амфибия Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса «В» (длина ВПП – 1800 м), а также с моря, рек и озёр при глубине не менее 3 м. Посадку и взлет с воды самолет может осуществлять при высоте волны не более 1,2 м (3 балла).

Самолет Бе-200 спроектирован в соответствии с нормами летной годности АП-25, что позволит облегчить сертификацию самолета по нормам Федеральной Авиационной Администрации США (FAA).

Отработка системы пожаротушения Бе-200 проходила на переоборудованных противолодочных самолетах-амфибиях – Бе-12П-200 «Чайка». Противопожарный вариант Бе-200, может принимать в пожарные баки, состоящие из 8 секций и расположенные под полом грузовой кабины, до 12 т воды. Самолет может заправляться водой, как на аэродроме, так и осуществлять забор воды с водоема, глубиной не менее 3 м. Это происходит при глиссировании, на скорости 160-190 км/ч, за 14 сек.

Для увеличения эффективности тушения пожара, в воду, с помощью центробежных насосов, могут добавляться химические огнегасящие жидкости. На борту самолета установлено 6 баков для химических жидкостей общим объемом 1,2 м3. Сброс воды может выполняться как одновременно из всех баков – "залпом", так и последовательным открытием 8 створок водяных баков. Благодаря высокой скорости полета Бе-200 имеет большую производительность по количеству сбросов воды за один час. При расстоянии "аэродром-пожар" – 100 км и "аэродром - водоем" – 10 км, за одну заправку топливом самолет способен сбросить на очаг пожара до 270 т воды.

Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве, например в горных областях и при заборе/сбросе воды при наличии препятствий.

Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 является последним достижением мирового гидросамолетостроения и наиболее эффективным пожарным самолетом из когда-либо строившихся в мире. По своим возможностям Бе-200 не уступает летно-техническим характеристикам сухопутных самолетов аналогов, но обладает уникальной возможностью взлета и посадки, как на сушу, так и на воду. Кроме пожарного варианта были разработаны: пассажирская, грузовая и патрульно-поисковая модификации.

На Иркутском авиазаводе уже созданы мощности, обеспечивающие выпуск шести амфибий в год. В дальнейшем объем производства Бе-200 может быть увеличен вдвое.

Первым заказчиком Бе-200 является Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. В данный момент ЗАО «БЕТА ИР» выполняет контракт на 7 самолетов при общей потребности МЧС в самолетах данного типа в 12-15 единиц. Первый самолет был передан заказчику в 2002 г, а второй в начале 2003 года, третья и четвертая машина в 2005 г. Огромная заинтересованность в данном самолете есть и у “Авиалесоохраны”, для которой он изначально и проектировался, но постоянное недофинансирование лесной отрасли не позволило завершить им этот проект.

Кроме того, интерес к этому самолету проявили и зарубежные страны: Китай, Южная Корея, Израиль, Греция, Франция, Канада и США. Планируется, что стоимость одного Бе-200 на мировом рынке в зависимости от комплектации будет составлять 20-25 млн. долларов США. Первый протокол о намерениях закупки российских Бе-200 был подписан между корпорацией “Иркут” и американской компанией «Хоукинс энд Пауэр», которая специализируется на тушении пожаров, в октябре 2004 г., согласно протокола начиная с 2007 года, в США будут поставлены восемь самолетов-амфибий которые планируют использовать для борьбы с лесными пожарами в Калифорнии.

Летные и пожарные характеристики Габариты, массы и силовая установка
Экипаж: 2 человека
Полезная нагрузка: 12000 кг груза или 72 пассажира
Дальность полета: 1500 км
Максимальная скорость: 710 км/ч

Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 12000 л
Количество баков: 8
Скорость при сбрасывании: 240-250 км/ч
Минимально возможная высота при сбрасывании: н.д.
Время заправки баков: 12-14 сек
Время слива: регулируемое, залповый сброс 2 сек.
Размеры:
Длина: 31,2 м
Размах крыла: 31,8 м
Высота: 8,7 м

Масса:
пустого - 29000 кг
максимальная взлетная - 43000 кг

Силовая установка:
Тип двигателя: 2 ТРД АИ-20Д
Мощность: 2х5500 л.с. (2x4102 кВт)