6. Бериев Бе-200
Изготовитель:Иркутское авиационно-производственное объединение (ИАПО) и ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева»(Россия)
Статус: серийное производство
Самолет Бе-200 разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева. Для осуществления программы по созданию
данного самолета образовано совместное предприятие ЗАО «БЕТА ИР», в
состав которого входят Иркутское авиационно-производственное объединение
(ИАПО), ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и швейцарская фирма «ИЛТА
Трейд Файненс С.А.». Первый экземпляр прошел летные и
сертификационные испытания в 1998 году в Иркутске, а затем в Таганроге.
Самолет-амфибия Бе-200 – высокоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением, лодкой
большого удлинения, герметичной кабиной, оснащенный двумя турбореактивными
двигателями Д-436ТП, разработанными ЗМКБ «Прогресс» и построенными
Запорожским моторостроительным предприятием «Мотор-Сич», имеющим
международный сертификат на производство ГТД Д-36 серий 1 и 2А. Двигатели
установлены на пилонах над крылом, что исключает попадание в них воды при
взлете и посадке. Предусмотрена возможность установки по желанию Заказчика
двигателей типа BR-715 (BMW-Rolls Royce). Салон самолета оборудуется совместно
с фирмой AIM AVIATION (FLITEFORM), Великобритания.
Самолет Бе-200 оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом «АРИА-200»,
совместной разработки и производства российско-американского предприятия АРИА
(Научно-исследовательский Институт Авиационного Оборудования и AlliedSignal
Aerospace). Комплекс создан на основе специальных микропроцессорных систем и
обеспечивает навигацию и управление полетом в сложных метеорологических
условиях, а также автоматический анализ, контроль и запись работы бортовых систем
в полете и на земле. ARIA-200 позволяет самолету в режиме автоматического
пилотирования заходить на посадку на аэродромы, оборудованные инструментальной
(ILS) системой посадки по 1 и 2 категории ICAO. Приборная доска самолета
Бе-200 оснащена многофункциональными цветными жидкокристаллическими
индикаторами.
Кабина пилотов разработана с учетом современных требований эргономики. Ее особенностью является установка вместо традиционных
штурвалов - «истребительных» ручек управления. Дублирование ручки
управления двигателем позволяет полностью сосредоточить управление самолетом в
руках одного из пилотов, что значительно повышает безопасность при посадке на
акватории или слабо оборудованные аэродромы.
Самолёт-амфибия Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса «В» (длина ВПП –
1800 м), а также с моря, рек и озёр при глубине не менее 3 м. Посадку и взлет с
воды самолет может осуществлять при высоте волны не более 1,2 м (3 балла).
Самолет Бе-200 спроектирован в соответствии с нормами летной годности
АП-25, что позволит облегчить сертификацию самолета по нормам Федеральной
Авиационной Администрации США (FAA).
Отработка системы пожаротушения Бе-200 проходила на переоборудованных противолодочных
самолетах-амфибиях – Бе-12П-200 «Чайка». Противопожарный вариант Бе-200,
может принимать в пожарные баки, состоящие из 8 секций и расположенные под
полом грузовой кабины, до 12 т воды. Самолет может заправляться водой, как на
аэродроме, так и осуществлять забор воды с водоема, глубиной не менее 3 м. Это
происходит при глиссировании, на скорости 160-190 км/ч, за 14 сек.
Для увеличения эффективности тушения пожара, в воду, с помощью центробежных насосов, могут добавляться
химические огнегасящие жидкости. На борту самолета установлено 6 баков для
химических жидкостей общим объемом 1,2 м3. Сброс воды может
выполняться как одновременно из всех баков – "залпом", так и
последовательным открытием 8 створок водяных баков. Благодаря высокой скорости
полета Бе-200 имеет большую производительность по количеству сбросов воды за
один час. При расстоянии "аэродром-пожар" – 100 км и "аэродром -
водоем" – 10 км, за одну заправку топливом самолет способен сбросить на
очаг пожара до 270 т воды.
Высокая скороподъемность самолета является значительным преимуществом при
пожаротушении в ограниченном рабочем пространстве, например в горных областях и
при заборе/сбросе воды при наличии препятствий.
Многоцелевой самолет-амфибия Бе-200 является последним достижением
мирового гидросамолетостроения и наиболее эффективным пожарным самолетом из
когда-либо строившихся в мире. По своим возможностям Бе-200 не уступает
летно-техническим характеристикам сухопутных самолетов аналогов, но обладает
уникальной возможностью взлета и посадки, как на сушу, так и на воду. Кроме
пожарного варианта были разработаны: пассажирская, грузовая и
патрульно-поисковая модификации.
На Иркутском авиазаводе уже созданы мощности, обеспечивающие выпуск шести
амфибий в год. В дальнейшем объем производства Бе-200 может быть увеличен вдвое.
Первым заказчиком Бе-200 является Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ. В данный
момент ЗАО «БЕТА ИР» выполняет контракт на 7 самолетов при общей
потребности МЧС в самолетах данного типа в 12-15 единиц. Первый самолет был передан
заказчику в 2002 г, а второй в начале 2003 года, третья и четвертая машина в
2005 г. Огромная заинтересованность в данном самолете есть и у
“Авиалесоохраны”, для которой он изначально и проектировался, но постоянное
недофинансирование лесной отрасли не позволило завершить им этот проект.
Кроме того, интерес к этому самолету проявили и зарубежные страны: Китай, Южная Корея, Израиль, Греция, Франция, Канада и США.
Планируется, что стоимость одного Бе-200 на мировом рынке в зависимости от
комплектации будет составлять 20-25 млн. долларов США. Первый протокол о
намерениях закупки российских Бе-200 был подписан между корпорацией “Иркут” и
американской компанией «Хоукинс энд Пауэр», которая специализируется
на тушении пожаров, в октябре 2004 г., согласно протокола начиная с 2007 года, в
США будут поставлены восемь самолетов-амфибий которые планируют использовать
для борьбы с лесными пожарами в Калифорнии.
Летные и пожарные характеристики |
Габариты, массы и силовая установка |
Экипаж: 2 человека
Полезная нагрузка: 12000 кг груза или 72 пассажира
Дальность полета: 1500 км
Максимальная скорость: 710 км/ч
Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 12000 л
Количество баков: 8
Скорость при сбрасывании: 240-250 км/ч
Минимально возможная высота при сбрасывании: н.д.
Время заправки баков: 12-14 сек
Время слива: регулируемое, залповый сброс 2 сек. |
Размеры:
Длина: 31,2 м
Размах крыла: 31,8 м
Высота: 8,7 м
Масса:
пустого - 29000 кг
максимальная взлетная - 43000 кг
Силовая установка:
Тип двигателя: 2 ТРД АИ-20Д
Мощность: 2х5500 л.с. (2x4102 кВт) |
|