Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
7. Ильюшин ИЛ-76ТД

Изготовитель: ОАО «Межгосударственной авиастроительной компанией «Ильюшин» (Россия, Узбекистан)
Статус: серийное производство




Разработка самолета Ил-76 была начата в конце 1960-х годов. Полет первого опытного самолета состоялся 25 марта 1971 года, а серийное производство начато в 1975 г. На начало 1992 г. было построено около 700 самолетов.

Самолет, помимо военно-транспортных перевозок, должен был решать специальные задачи парашютного десантирования: сброс грузов с большой высоты с применением вытяжной и спускаемой парашютных систем, сброс грузов с предельно малой (5-10 м) высоты с применением только вытяжной парашютной системы, а также сброс моногруза массой до 50 т. Для выполнения этих задач он был оснащен герметизированной грузовой кабиной, опускающейся грузовой рампой, двумя тяговыми грузовыми лебедками. Самолет имеет дальность полета на крейсерской скорости 800 км/ч с платной нагрузкой 37 тонн – 5000 км. Эксплуатационный потолок – 12000 м, необходимая длина ВПП – 1800 м.

Работы над созданием пожарной версии Ил-76 начались в 1988 году, а в 1989 году был изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (ВАП), состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости каждая. Для быстроты воплощения идеи в конструкции использовались стальные трубы, применяемые в магистральных газопроводах (с наружным диаметром 1220 мм и толщиной стенки 14 мм). Огнегасящая жидкость ОС-5 в ВАП свободно сливается через открытый грузовой люк самолета.

Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч), подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600х80 м, при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно залпом из двух баков площадь составила 400х100 м. Концентрация жидкости на земле достигала 5,2 л на кв. метр в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии

Первые летные испытания Ил-76ТД с оборудованием ВАП проводились на реальных пожарах в Красноярском крае в 1990 г., совместно с КБ Ильюшина, Министерством авиационной промышленности и “Авиалесоохраной”. Тушения пожаров проводились в тайге на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600 м) и в горах (высота рельефа до 2500 м). Сбросы воды велись по единичным (2-5 га) очагам пожаров средней интенсивности и по крупным пожарам (до 50 га). В ходе этой работы была разработана методика полета самолета при тушении лесных пожаров в районах со сложным рельефом местности.

Весной 1992 года произошли два крупных пожара на воинских складах под г. Ереваном и г. Владивостоком. Пожарный Ил-76 прекрасно зарекомендовал себя на обоих пожарах и в том же году экспериментальный образец ВАП был рекомендован к серийному производству с увеличенным объемом.

К началу 1993 года в ОКБ был спроектирован усовершенствованный ВАП-2 с объемом резервуаров 42 000 литров и получен первый заказ от МЧС на производство пяти экземпляров системы. Общая масса конструкции ВАП-2 с водой составила около 45 т. Принципиально конструкция системы не изменилась. Два цилиндрических резервуара длиной 21 м и объемом 21000 литров каждый изготавливались из алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. Там же находятся и шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке.

Четыре человека, используя передвижные тельферы на потолочной части самолета, загружают и швартуют ВАП-2 за 1,5-2 часа. Стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 часов.

Подготовка к полетам на пожаротушение с применением выливных авиационных приборов ВАП-2 определяется временем заправки самолета топливом, и водой двух емкостей. При централизованной заправке и оптимальном давлении воды в гидросистеме, подготовка не превышает 15 минут. При отсутствии централизованной заправки водой, возможна заправка с использованием пожарных машин.
Применение самолета Ил-76 на реальных пожарах продолжалось летом 1993 года в Крыму и осенью того же года в районе Кисловодска-Железноводска.

Мировая премьера крупнейшего авиатанкера состоялась в Париже на авиасалоне 1993 года. В сентябре того же года Ил-76 с ВАП работал на учениях, проводимых ООН в Австрии, где многие страны проявили интерес к этой машине. В октябре 1995 года в Жуковском, по заказу правительства Австралии успешно были проведены испытания Ил-76 с ВАП-2 по сливу специальной огнегасящей пены. Впервые Ил-76ТД принимал участие в тушении лесных пожаров за рубежом в Греции с 15 июня по 31 августа 1999 года. За этот период российский пожарный самолет совершил 25 вылетов, вылив на очаги горения 1050 тонн воды. В августе 1999 года три самолета Ил-76ТД в пожарном варианте, принадлежащие МЧС России привлекались к ликвидации пожара на нефтеперерабатывающем заводе в г. Измите (Турция). Самолет участвовал в тушении десяти резервуаров с нефтью объемом по десять тысяч кубических метров каждый.

В период 1997-1998 гг. Ил-76 использовался для тушения лесных пожаров в Хабаровском крае, Сахалине, Подмосковье, а также при тушение крупного пожара на складах с боеприпасами под Екатеринбургом. В 2000-2005 г. пожарная модификация самолета использовалась для тушения пожаров в Подмосковье, Вологодской, Курганской, Новосибирской, Читинской областях, Хабаровском крае и Республике Якутии.

Установлено, что на дальности полета до места заправки водой свыше 300 км затраты на тушение одного гектара лесного пожара с помощью самолета Ил-76 в два раза меньше, чем при использовании любого другого пожарного самолета.

На 2005 год МЧС России располагало пятью Ил-76ТД. Большую часть времени они базируются на аэродроме Раменское, в Подмосковье и готовы в течение 48 часов (с момента согласования всех формальных вопросов) прибыть в любую точку планеты для борьбы с огнем.

Летные и пожарные характеристики Габариты, массы и силовая установка
Экипаж: 7 человек
Полезная нагрузка: 50000 кг груза или 150 человек
Дальность полета: 3650 км
Максимальная скорость:860 км/ч

Пожарные характеристики:
Емкость баков под огнегасящую жидкость: 42000 л
Количество баков: 2
Скорость при сбрасывании: 270-280 км/ч
Минимально возможная высота при сбрасывании: 80 м.
Время заправки баков: 12-15 минут
Время слива: 6-8 сек
Размеры:
Длина: 46,59 м
Размах крыла: 50,50 м Высота: 14,76 м

Масса:
пустого - 88000 кг
максимальная взлетная - 190000 кг

Силовая установка:
Тип двигателя: 4 ТРДД Д-ЗОКП
Мощность: 4х117,7 кН/4 x 12000 кгс