Лесопожарная авиация Средства борьбы На главную На сайт Академии
9. Миль Ми-26

Изготовитель: ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» (Россия)
Статус: серийное производство




Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26 совершил первый полет в декабре 1977 года. Вертолет предназначен для перевозки людей и различных грузов в грузовой кабине, а также для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Вертолет Ми-26 пришел на смену Ми-6, так как появились новые требования на грузоподъемность, грузовместимость, необходимость перевозки новой боевой техники. Ми-26 имеет восьмилопастной несущий и пятилопастной рулевой винты. На вертолете обеспечен высокий уровень весового совершенства агрегатов несущей системы. Лопасти несущего винта имеют стальной лонжерон, стеклопластиковый каркас и специальный бумажный заполнитель. Такая лопасть имеет массу 375 кг (Ми-6 – 705 кг). Для защиты от эрозионного износа передних кромок лопастей впервые применены титановые противоабразивные оковки. С целью увеличения аэродинамических характеристик несущего винта на режиме висения, сечение лопасти по ее радиусу имеет разный профиль. В конструкции фюзеляжа использованы композиционный материал (специальный сплав, который на 26% легче традиционных алюминиевых сплавов), оптимальное соотношение шага стрингеров и толщины обшивки, особая форма кабины, новая силовая схема крепления хвостовой балки. Высокая экономичность вертолета достигнута путем его аэродинамического совершенства и установкой новейшего двигателя Д- 136, который по весовым характеристикам соответствует лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива не имеет себе равных в мире. На Ми-26 увеличены топливные баки, встроенные в конструкцию. Объем их увеличен с 8600 л (Ми-6) до 11600 л (Ми-26), что позволяет увеличить дальность до 800 км. Для уменьшения сопротивления, на вертолете установлено множество различных обтекателей, рассчитаны оптимальные обводы фюзеляжа, конструкторы отказались от крыла и подвесных топливных баков. Для улучшения обтекания фюзеляжа вертолета на задней части капотов двигателей установлены аэродинамические гребни. Для обеспечения продольной устойчивости на концевой балке установлен неуправляемый стабилизатор, вынесенный из зоны влияния несущего винта. Концевая балка вертолета выполнена в форме киля, площадью 11 квадратных метров. Киль разгружает рулевой винт при полете на 25...30%. На вертолете установлен трехканальный автопилот. Вертолет Ми-26 может нести на внешней подвеске груз массой 20000 кг.

В 1986 г. вертолеты Ми-26 участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая всю серьезность сложившейся ситуации, сотрудники МВЗ разработали новую модификацию вертолета всего за три дня. Она получила обозначение Ми-26С и была оснащена специальным резервуаром для дезактивирующей жидкости. Данные вертолеты сбросили на зараженную территорию десятки тысяч тонн специальных жидкостей и внесли серьезный вклад в снижение ущерба от Чернобыльской аварии.

Специальный противопожарный вариант получил обозначение Ми-26ТП и кроме внутреннего резервуара на 7,5 тонн, мог оснащаться 15 тонным внешним подвесным резервуаром ВСУ-15. В дальнейшем, емкость подвесного резервуара была увеличена до 19,6 тонн. Новый сдвоенный подвесной резервуар был разработан совместно с канадскими и бельгийскими специалистами, получил международное обозначение TwinBambiBuckets и успешно был опробован в июне 1997 года.

Единственный пожарный Ми-26ТП был закуплен правительством г. Москвы в 2000 г., еще несколько вертолетов (не имеющих встроенных баков под воду) используются для борьбы с пожарами МЧС России совместно с ВСУ-15. Одна из машин Ми-26 была потеряна МЧС при тушении лесных пожаров в Читинской области в мае 2003 г. Все находившиеся на борту люди погибли. Причиной аварии явилось попадание троса от ВСУ-15 в хвостовой винт при работе в сложных метеоусловиях (сильный ветер).

Летные и пожарные характеристики Габариты, массы и силовая установка

Экипаж: 5 человек

Полезная нагрузка: 85 пассажиров или 20000 кг груза в кабине или 18500 кг на подвеске

Дальность полета: 800 км

Максимальная скорость: 295 км/ч

Пожарные характеристики:

Емкость баков под огнегасящую жидкость:7500 л

Количество баков: 1

Время заправки баков: 10 мин. (аэродром),

                                        1 мин.   ВСУ-15 (с воды)

Время слива: регулируемое, залповый сброс 2 сек. (ВСУ-15)

Размеры:

Длина: 33,73 м

Высота:8,15 м

Диаметр несущего винта: 32,00 м

Масса:

пустого - 28600 кг

максимальная взлетная - 56000 кг

Силовая установка:

Тип двигателя: 2 ГТД ЗМКБ Прогресс Д-136

Мощность: 22626 л.с. (16760 кВт)