Наземная техника Средства борьбы На главную На сайт Академии
3.9 Аварийно-спасательная машина АСМ-47-03 “Бизон”

Изготовитель: ОАО "ЗИЛ" (Россия), Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) и ОАО "Вездеход ГВА" (Россия)
Статус: мелкосерийное производство


 

АСМ 47-03 “Бизон” двухосный полноприводной аварийно-спасательный автомобиль спроектированная по заказу МЧС России конструкторами фирмы ОАО «Вездеход ГВА» (г. Москва) и изготовленная на предприятии ФГУП «Правдинский завод радиорелейной аппаратуры» (г. Балахна, Нижегородская обл.). АСМ-47-03 предназначен для технического обеспечения аварийно-спасательных работ и для доставки к месту их проведения бригады специалистов МЧС. Особенности устройства ходовой части позволяют машине передвигаться по дорогам всех категорий, а также в условиях полного бездорожья. Машина АСМ 47-03 создана на базе автомобильного шасси ГВА-3848.51 с колесной формулой 4х4.1, схема трансмиссии которого была разработана под руководством выдающегося конструктора ХХ века В.А. Грачева.

Высокая проходимость машины обеспечивается за счет блокированного привода колес каждого борта: передние и задние колеса жестко связаны между собой карданными передачами, исключающими их пробуксовку. При движении в особо сложных условиях межбортовой дифференциал раздаточной коробки блокируется, и все четыре колеса работают в синхронном режиме. Оригинальная конструкция трансмиссии дала возможность отказаться от установки дорогостоящей электронной антиблокировочной системы. Каждое колесо шасси имеет независимую торсионную подвеску и редуктор, благодаря чему дорожный просвет при полной массе автомобиля 8100 кг составляет 535 мм.

Рулевыми у АСМ 47-03 являются передние и задние колеса (управляются с помощью гидроусилителей), поэтому при длине машины 7,5 м ее радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса) не превышает 8,3 м. Машина оснащена системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, которое может устанавливаться в пределах 0,3–3,5 кг/см2, что дает возможность передвигаться по заболоченной местности и по снегу. АСМ 47-03 может преодолевать водные преграды глубиной до 1,3 м, грунтовые рвы шириной до 0,7 м, забираться на уступ высотой до 0,8 м и двигаться на подъем под углом 30°. Высокая бродопроходимость обеспечивается системой вентиляции редукторов ходовой части, установка которой (вместо клапанов сброса давления) предотвращает попадание воды в трансмиссию. Редукторы соединяются с атмосферой через трубки, концы которых выведены на достаточно большую высоту. Максимальная скорость автомобиля – 85 км/ч, наименьшая устойчивая скорость – 1,5 км/ч. Расход топлива (при движении по городскому ездовому циклу со скоростью 60 км/ч) не превышает 19 л на 100 км.

Запас хода, обеспечиваемый полной заправкой топлива, составляет не менее 650 км. На машине используется дизельный двигатель ММЗ Д-245.12 с турбонаддувом мощностью 110 л. с. или ММЗ Д-245.9 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха мощностью 136 л. с. Нетрадиционные решения реализованы не только в ходовой части АСМ 47-03, но и в конструкции тормозной системы. Большой запас прочности зацепления бортовых редукторов позволил установить тормозные устройства на их быстроходные валы и за счет передаточных механизмов получить необходимые тормозные усилия. Такое решение дало возможность создать компактную и эффективную тормозную систему, работающую без усилителя.

Кабина машины имеет 6 пассажирских мест (2 впереди и 4 сзади) и 4 боковые двери. Аварийно-спасательное оборудование размещается на легко доступных стеллажах, которые расположены в открываемых наружу отсеках специально сконструированного кузова. Схема расположения оборудования составлена в соответствии с пожеланиями спасателей и продумана таким образом, что положение центра тяжести автомобиля не нарушается при различных вариантах комплектации. Для снятия со стеллажей необходимого инструмента в каждом отсеке предусмотрены удобные выдвижные площадки со складными лестницами. Для выгрузки и загрузки контейнеров со спецоборудованием (в модификацию для водолазной команды входит надувная 9-местная лодка с мотором и веслами, водолазное оборудование и т. д.) служит самоходная тележка, перемещаемая по трапу с помощью 12-вольтовой лебедки. На передней части рамы шасси установлена лебедка ЭЛА-3500 «Бурлак» (запитывается от автомобильного аккумулятора), укомплектованная 40-метровым тросом с полиспастом. На крыше кузова расположена раздвижная трехколенная лестница длиной 12 м и осветительная установка, телескопическая мачта которой автоматически выдвигается на 5 м. Прожекторы установки могут поворачиваться в любом направлении, задаваемом с пульта управления. Площадь освещения составляет 2 га. Специально для оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ГВА-3848 разработан автобус с цельнометаллическим кузовом и необходимым оснащением.

На начало серийного производства (в 2004 г.) без аварийно-спасательного оборудования новый автомобиль АСМ 47-03 стоил около 3 млн. рублей.

Технические характеристики:

ХарактеристикаПоказатель
Базовое шассиЗиЛ-3858ГВА
Колёсная формула4х4
ДвигательММЗ Д-245.12 с турбонаддувом
(ММЗ Д-245.9 с турбонаддувом и охлаждением надувочного воздуха)
Мощность, л.с.110 (136)
Экипаж, чел7, включая водителя
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе, км/ч85
Запас хода, кмне менее 650
Полная масса автомобиля, кг8500
Мин. клиренс, м0,53
Макс. преодолеваемый брод, м1,3
Макс. преодолеваемый уклон, град.30
Радиус поворота, м8,3