3.9 Аварийно-спасательная машина АСМ-47-03 “Бизон”
Изготовитель: ОАО "ЗИЛ" (Россия), Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) и ОАО "Вездеход ГВА" (Россия)
Статус: мелкосерийное производство
АСМ 47-03 “Бизон” двухосный полноприводной аварийно-спасательный автомобиль спроектированная
по заказу МЧС России конструкторами фирмы ОАО «Вездеход ГВА» (г. Москва) и изготовленная на предприятии ФГУП «Правдинский завод радиорелейной
аппаратуры» (г. Балахна, Нижегородская обл.). АСМ-47-03 предназначен
для технического обеспечения аварийно-спасательных работ и для доставки к месту
их проведения бригады специалистов МЧС. Особенности устройства ходовой части
позволяют машине передвигаться по дорогам всех категорий, а также в условиях
полного бездорожья. Машина АСМ 47-03 создана на базе автомобильного шасси
ГВА-3848.51 с колесной формулой 4х4.1, схема трансмиссии которого была
разработана под руководством выдающегося конструктора ХХ века В.А. Грачева.
Высокая проходимость машины обеспечивается за счет блокированного
привода колес каждого борта: передние и задние колеса жестко связаны между
собой карданными передачами, исключающими их пробуксовку. При движении в особо
сложных условиях межбортовой дифференциал раздаточной коробки блокируется, и
все четыре колеса работают в синхронном режиме. Оригинальная конструкция трансмиссии
дала возможность отказаться от установки дорогостоящей электронной
антиблокировочной системы. Каждое колесо шасси имеет независимую торсионную
подвеску и редуктор, благодаря чему дорожный просвет при полной массе
автомобиля 8100 кг составляет 535 мм.
Рулевыми у АСМ 47-03 являются передние и задние колеса (управляются с
помощью гидроусилителей), поэтому при длине машины 7,5 м ее радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса) не превышает 8,3 м. Машина оснащена системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, которое может
устанавливаться в пределах 0,3–3,5 кг/см2, что дает возможность
передвигаться по заболоченной местности и по снегу. АСМ 47-03 может
преодолевать водные преграды глубиной до 1,3 м, грунтовые рвы шириной до 0,7 м, забираться на уступ высотой до 0,8 м и двигаться на подъем под углом 30°.
Высокая бродопроходимость обеспечивается системой вентиляции редукторов ходовой
части, установка которой (вместо клапанов сброса давления) предотвращает
попадание воды в трансмиссию. Редукторы соединяются с атмосферой через трубки,
концы которых выведены на достаточно большую высоту. Максимальная скорость
автомобиля – 85 км/ч, наименьшая устойчивая скорость – 1,5 км/ч. Расход топлива (при движении по городскому ездовому циклу со скоростью 60 км/ч) не превышает 19 л на 100 км.
Запас хода, обеспечиваемый полной заправкой топлива, составляет не менее 650 км. На машине используется дизельный двигатель ММЗ Д-245.12 с турбонаддувом мощностью
110 л. с. или ММЗ Д-245.9 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха мощностью 136 л. с. Нетрадиционные решения реализованы не только в ходовой части АСМ
47-03, но и в конструкции тормозной системы. Большой запас прочности зацепления бортовых редукторов
позволил установить тормозные устройства на их быстроходные валы и за счет
передаточных механизмов получить необходимые тормозные усилия. Такое решение
дало возможность создать компактную и эффективную тормозную систему, работающую без усилителя.
Кабина машины имеет 6 пассажирских мест (2 впереди и 4 сзади) и 4 боковые двери.
Аварийно-спасательное оборудование размещается на легко доступных стеллажах,
которые расположены в открываемых наружу отсеках специально сконструированного
кузова. Схема расположения оборудования составлена в соответствии с пожеланиями
спасателей и продумана таким образом, что положение центра тяжести автомобиля
не нарушается при различных вариантах комплектации. Для снятия со стеллажей
необходимого инструмента в каждом отсеке предусмотрены удобные выдвижные
площадки со складными лестницами. Для выгрузки и загрузки контейнеров со
спецоборудованием (в модификацию для водолазной команды входит надувная
9-местная лодка с мотором и веслами, водолазное оборудование и т. д.) служит
самоходная тележка, перемещаемая по трапу с помощью 12-вольтовой лебедки. На
передней части рамы шасси установлена лебедка ЭЛА-3500 «Бурлак» (запитывается
от автомобильного аккумулятора), укомплектованная 40-метровым тросом с
полиспастом. На крыше кузова расположена раздвижная трехколенная лестница длиной
12 м и осветительная установка, телескопическая мачта которой автоматически
выдвигается на 5 м. Прожекторы установки могут поворачиваться в любом
направлении, задаваемом с пульта управления. Площадь освещения составляет 2 га. Специально для оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ГВА-3848 разработан
автобус с цельнометаллическим кузовом и необходимым оснащением.
На начало серийного производства (в 2004 г.) без аварийно-спасательного оборудования новый автомобиль АСМ 47-03 стоил около 3 млн.
рублей.
Технические характеристики:
Характеристика | Показатель |
Базовое шасси | ЗиЛ-3858ГВА |
Колёсная формула | 4х4 |
Двигатель | ММЗ Д-245.12 с турбонаддувом (ММЗ Д-245.9 с турбонаддувом и охлаждением надувочного воздуха) |
Мощность, л.с. | 110 (136) |
Экипаж, чел | 7, включая водителя |
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе, км/ч | 85 |
Запас хода, км | не менее 650 |
Полная масса автомобиля, кг | 8500 |
Мин. клиренс, м | 0,53 |
Макс. преодолеваемый брод, м | 1,3 |
Макс. преодолеваемый уклон, град. | 30 |
Радиус поворота, м | 8,3 |
|