6.3 Плавающий вездеход "Синяя птица" ЗИЛ 4906 и ЗИЛ 49061
ЗИЛ 4906 – грузовая версия, ЗИЛ 49061 – грузопассажирская версия
Изготовитель: специальное конструкторское бюро (СКБ) АМО ЗИЛ (Россия)
Статус: производство прекращено
Специальный автомобиль ЗИЛ-49061 изготовлен заводом ЗИЛ для поиска и эвакуации экипажей
космических кораблей. Его разработкой занималось Специальное конструкторское
бюро (СКБ) АМО ЗИЛ по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ СССР С.П. Королева.
Поисковый комплекс включает в себя три авиатранспортабельные амфибийные машины - грузовой
автомобиль ЗиЛ-4906 с открытой палубой для перевозки спускаемых аппаратов и
крановой установкой для их погрузки, пассажирский автомобиль ЗиЛ-49061 с
закрытым салоном и малую поисковую машину ЗиЛ-29061 с роторно-винтовым
движителем. ЗиЛ-29061 перевозится в транспортном положении на палубе грузовой
машины и может сгружаться на землю с использованием бортовых грузоподъемных средств.
Роторно-винтовая амфибия ЗиЛ-29061 расширила возможности комплекса в особо сложных условиях
движения (например, на непроходимых болотах), когда колесные машины могут
утратить проходимость. Обе колесные машины оснащены гребными винтами
специальной конструкции, которые могут надежно работать на засоренных
акваториях и при наличии водной растительности. В конструкции поисково-спасательных
машин широко применялись легкие сплавы и армированные пластики. В частности
корпуса колесных машин изготавливались из стеклопластика, а рамы из алюминиевых сплавов
Автомобиль оснащался 10-ступенчатая трансмиссией, торсионной независимой подвеской и
дисковыми тормозами. Дополнительное снаряжение - радионавигационные приборы, средства спасения. С 1980 по 1986 г. серийно было
выпущено всего 16 амфибий, некоторые из них до сих пор безупречно трудятся в космической поисково-спасательной службе.
Учитывая феноменальную проходимость автомобилей семейства, ЗИЛ-4906 использование их в борьбе с природными
пожарами представляется чрезвычайно оправданным. При незначительном дооснащении
на его базе было бы возможным создать первоклассный пожарный автомобиль для
борьбы с лесными, степными и торфяными пожарами. Даже не имея специального
пожарного оснащения, "Синяя птица" может активно
использоваться для борьбы с природными пожарами для доставки сил и средств к очагам горения.
С 1992 г. в Нижегородской области (г. Балахна) на
Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ОАО ПЗРА) на базе шасси ЗИЛ-390610
начата сборка сухопутных 4,5-тонных 185-сильных вариантов автомобилей высокой
проходимости: с крановым манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с
кузовом-фургоном ЗИЛ-497200.
Технические характеристики:
Характеристика | Показатель |
Экипаж, чел | |
Двигатель | карбюраторный, бензиновый V8 ЗиЛ-508.10 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 |
Колесная формула | 6х6 |
Максимальная скорость на суше, км/ч | 75 |
Максимальная скорость на плаву, км/ч | 10 |
Масса полная, кг | 11800 |
Грузоподъемность, кг | 5000 |
Габаритные размеры, м | - длина | 9,25 |
- ширина | 2,48 |
- высота | 2,94 |
Радиус поворота, м | 10,0 |
Дорожный просвет, м | 0,59 |
Угол подъема, град | 30 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 900 |
|