Наземная техника Средства борьбы На главную На сайт Академии
6.3 Плавающий вездеход "Синяя птица" ЗИЛ 4906 и ЗИЛ 49061
ЗИЛ 4906 – грузовая версия, ЗИЛ 49061 – грузопассажирская версия

Изготовитель: специальное конструкторское бюро (СКБ) АМО ЗИЛ (Россия)
Статус: производство прекращено




Специальный автомобиль ЗИЛ-49061 изготовлен заводом ЗИЛ для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. Его разработкой занималось Специальное конструкторское бюро (СКБ) АМО ЗИЛ по заказу Главного конструктора ракетных и космических программ СССР С.П. Королева.

Поисковый комплекс включает в себя три авиатранспортабельные амфибийные машины - грузовой автомобиль ЗиЛ-4906 с открытой палубой для перевозки спускаемых аппаратов и крановой установкой для их погрузки, пассажирский автомобиль ЗиЛ-49061 с закрытым салоном и малую поисковую машину ЗиЛ-29061 с роторно-винтовым движителем. ЗиЛ-29061 перевозится в транспортном положении на палубе грузовой машины и может сгружаться на землю с использованием бортовых грузоподъемных средств.

Роторно-винтовая амфибия ЗиЛ-29061 расширила возможности комплекса в особо сложных условиях движения (например, на непроходимых болотах), когда колесные машины могут утратить проходимость. Обе колесные машины оснащены гребными винтами специальной конструкции, которые могут надежно работать на засоренных акваториях и при наличии водной растительности. В конструкции поисково-спасательных машин широко применялись легкие сплавы и армированные пластики. В частности корпуса колесных машин изготавливались из стеклопластика, а рамы из алюминиевых сплавов

Автомобиль оснащался 10-ступенчатая трансмиссией, торсионной независимой подвеской и дисковыми тормозами. Дополнительное снаряжение - радионавигационные приборы, средства спасения. С 1980 по 1986 г. серийно было выпущено всего 16 амфибий, некоторые из них до сих пор безупречно трудятся в космической поисково-спасательной службе.

Учитывая феноменальную проходимость автомобилей семейства, ЗИЛ-4906 использование их в борьбе с природными пожарами представляется чрезвычайно оправданным. При незначительном дооснащении на его базе было бы возможным создать первоклассный пожарный автомобиль для борьбы с лесными, степными и торфяными пожарами. Даже не имея специального пожарного оснащения, "Синяя птица" может активно использоваться для борьбы с природными пожарами для доставки сил и средств к очагам горения.

С 1992 г. в Нижегородской области (г. Балахна) на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (ОАО ПЗРА) на базе шасси ЗИЛ-390610 начата сборка сухопутных 4,5-тонных 185-сильных вариантов автомобилей высокой проходимости: с крановым манипулятором ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-497205; с кузовом-фургоном ЗИЛ-497200.

Технические характеристики:

ХарактеристикаПоказатель
Экипаж, чел 
Двигателькарбюраторный, бензиновый V8
ЗиЛ-508.10
Мощность двигателя, л.с.150
Колесная формула6х6
Максимальная скорость на суше, км/ч75
Максимальная скорость на плаву, км/ч10
Масса полная, кг11800
Грузоподъемность, кг5000
Габаритные размеры, м- длина9,25
- ширина2,48
- высота2,94
Радиус поворота, м10,0
Дорожный просвет, м0,59
Угол подъема, град30
Запас хода по контрольному расходу топлива, км900