Аварийно-спасательные машины ЗиЛ-497202
и ЗИЛ-497205 предназначены для оперативной доставки спасателей и
специального оборудования в районы чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения
выполнения аварийно-спасательных работ.
В апреле 1992 года перед АМО ЗИЛ, а в последующем перед АО
"Вездеход-ГВА", Министерством по чрезвычайным ситуациям России была
поставлена задача по созданию специальных аварийно-спасательных машин (АСМ) для
оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России (АСФ). На
их базе шасси ЗИЛ-39061 был создан автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-497200 оснащенный
металлическим кунгом, однако в отличие от своего прародители “Синей птицы” они
не может преодолевать водные преграды вплавь.
Разработанные ОАО «Вездеход-ГВА» при ЗиЛе автомобили высокой проходимости ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 выпускаются на
Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (Нижегородская обл.). Оба
внедорожника имеют унифицированные двигатель и капот, а также ходовую часть,
которая во многом схожа с ходовой частью «Синей птицы»:
трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, усилие передается
к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между
собой. Подвеска всех колес ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 - независимая торсионная,
первая и третья пары колес сделаны поворотными. Давление воздуха в шинах может
регулироваться от 0,3 до 3,0 кг/см
2. Минимальное удельное давление
шин на почву - 0,4 кг/см
2 при минимальном давлении в шинах.
Электрооборудование - комбинированное 12 В и 24 В.
Подвеска (тип) независимая торсионная для всех колес Рулевое управление (тип) с двумя
гидроусилителями (для передних и задних колес) Шины (тип) 16.00 - 20, мод. ИЯ -
333, с регулируемым давлением от 0,5 до 3,0 кг/см. Максимальный грузовой момент
кранового манипулятора - 8,9 тм. В настоящее время эти авиатранспортабельные вездеходы (возможна погрузка в Ил-76 или Ми-26)
используются в подразделениях МЧС и ГО, РАО "ЕС
России", Министерства путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при
аварийно-спасательных, восстановительных работах и для доставки ремонтных,
спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья. Автомобили могут
эксплуатироваться в любых климатических условиях.
С 2000 году появились модификации аварийно-спасательных автомобилей ЗиЛ-497202,
ЗИЛ-497205 с двигателями Caterpillar-3116 (САТ-3116) более высокой мощности (230 л.с.).
ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 поступающие в подразделения МЧС оснащаются следующим оборудованием:
- Навигационное, радиотехническое и светотехническое оборудование
- Медицинское, санитарно-бытовое оборудование и имущество
- Инструмент для проведения аварийно-спасательных работ
- Средства индивидуальной защиты
- Средства пожаротушения
- Средства радиационной и химической разведки