Наземная техника Средства борьбы На главную На сайт Академии
6.4 Аварийно-спасательный машина (АСМ) ЗиЛ-497202
ЗИЛ-497202 - с кузовом-фургоном (кунгом), ЗИЛ-497205 - с крановым манипулятором

Изготовитель: специальное конструкторское бюро (СКБ) АМО ЗИЛ (Россия)
Статус: перспективная разработка


 

Аварийно-спасательные машины ЗиЛ-497202 и ЗИЛ-497205 предназначены для оперативной доставки спасателей и специального оборудования в районы чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в том числе в труднодоступные места, для обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ.

В апреле 1992 года перед АМО ЗИЛ, а в последующем перед АО "Вездеход-ГВА", Министерством по чрезвычайным ситуациям России была поставлена задача по созданию специальных аварийно-спасательных машин (АСМ) для оснащения аварийно-спасательных формирований МЧС России (АСФ). На их базе шасси ЗИЛ-39061 был создан автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-497200 оснащенный металлическим кунгом, однако в отличие от своего прародители “Синей птицы” они не может преодолевать водные преграды вплавь.

Разработанные ОАО «Вездеход-ГВА» при ЗиЛе автомобили высокой проходимости ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 выпускаются на Правдинском заводе радиорелейной аппаратуры (Нижегородская обл.). Оба внедорожника имеют унифицированные двигатель и капот, а также ходовую часть, которая во многом схожа с ходовой частью «Синей птицы»: трансмиссия выполнена по схеме с бортовой раздачей мощности, усилие передается к колесам каждого борта, которые имеют жесткую кинематическую связь между собой. Подвеска всех колес ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 - независимая торсионная, первая и третья пары колес сделаны поворотными. Давление воздуха в шинах может регулироваться от 0,3 до 3,0 кг/см2. Минимальное удельное давление шин на почву - 0,4 кг/см2 при минимальном давлении в шинах. Электрооборудование - комбинированное 12 В и 24 В.

Подвеска (тип) независимая торсионная для всех колес Рулевое управление (тип) с двумя гидроусилителями (для передних и задних колес) Шины (тип) 16.00 - 20, мод. ИЯ - 333, с регулируемым давлением от 0,5 до 3,0 кг/см. Максимальный грузовой момент кранового манипулятора - 8,9 тм. В настоящее время эти авиатранспортабельные вездеходы (возможна погрузка в Ил-76 или Ми-26) используются в подразделениях МЧС и ГО, РАО "ЕС России", Министерства путей сообщения, в нефтегазовом комплексе при аварийно-спасательных, восстановительных работах и для доставки ремонтных, спасательных групп и спецоборудования в условиях бездорожья. Автомобили могут эксплуатироваться в любых климатических условиях.

С 2000 году появились модификации аварийно-спасательных автомобилей ЗиЛ-497202, ЗИЛ-497205 с двигателями Caterpillar-3116 (САТ-3116) более высокой мощности (230 л.с.).

ЗиЛ-497202 и ЗиЛ-497205 поступающие в подразделения МЧС оснащаются следующим оборудованием:
  • Навигационное, радиотехническое и светотехническое оборудование
  • Медицинское, санитарно-бытовое оборудование и имущество
  • Инструмент для проведения аварийно-спасательных работ
  • Средства индивидуальной защиты
  • Средства пожаротушения
  • Средства радиационной и химической разведки

Технические характеристики:

ХарактеристикаПоказатель
Экипаж, чел3 кабина +12 кунг
ДвигательДизель V8,ЗиЛ-645
(Дизель САТ-3116)
Мощность двигателя, л.с.185 (230)
Колесная формула6х6
Максимальная скорость на суше, км/ч70
Масса полная, кг9500
Грузоподъемность, кг4500
(с учетом кунга 2200)
Габаритные размеры, м- длина8,70
- ширина2,48
- высота3,25
Радиус поворота, м10,0
Дорожный просвет, м0,58
Угол подъема, град31
Ширина преодолеваемого рва, м2,0
Запас хода по контрольному расходу топлива, км1000